Форумвсе Разговоры Фотосессии Купить/продать Обсуждение техники Новоcти Услуги Выставки Конкурсы Идеи Хочу критики Реклама Вакансии
Друзья, нужен совет и профессиональный взгляд на следующий вопрос. Я провожу Мастер-классы и даю очень много индивидуальных уроков по съемке и обработке фотографий. К сожалению, далеко не все мои ученики выкладывают фотографии , сделанные на наших занятиях с упоминанием о том, что они были сделаны а рамках моего МК. НО. Вопрос стал для меня актуальным, когда началась подготовка к ежегодной фотовыставке в нашем городе. Скажите пожалуйста как вы считаете, могут ли мои ученики выставлять свои фотографии, сделанные на моих МК и индивидуальных занятиях на выставке как свои авторские работы? Ведь порой это почти копии моих работ, которые также будут участвовать в выставке?
Ученики спрашивают можно ли выставлять эти работы, а я не знаю что ответить. Все фотоматериалы опубликованные на сайте имеют своего автора. Использование фотографий без разрешения автора запрещено.
©2025 ДИСФО
|
Чисто по этическим соображениям считаю, что не могут. Но с юридической точки зрения авторским правом на фотографию обладает лицо, её сделавшее, фактически - кнопконажиматель (Поправьте люди знающие, если это не так).
Вот интересно еще, можно ли заключить какое-то соглашение с участниками мастер-класса, чтобы они не имели возможности участвовать в выставках с этими работами и при публикации непременно указывали ссылку на то, в рамках какого МК сделано фото?
И меня очень удивляют фото с чужих мк и воркшопов на выставках
Единственное, что да, указать, что фото сделано в рамках МК - необходимо.
Нет, нет и нет! Они заплатили за знания, которые им предоставил фотограф, которого они считают Мастером, раз пошли на его МК. Значит они хотят приблизиться к стилю, узнать какие-то секретики именно этого автора, но никак не получить шедевральный кадр, который потом везде будут выставлять как свой! Они заплатили деньги, чтобы потом самому попробовать с нуля создать что-то похожее.
Считаю абсолютно недопустимым на выставке использовать кадры с МК. Как вообще такое может прийти в голову, не пойму. Выставить кадр, который есть как минимум еще у 10 человек!
Единственное что считаю допустимым - это выложить серию кадров где-то у себя на странице с подписью о том, что посетила МК такого-то фотографа.
Может быть, имеет смысл делить мух от котлет? Я имею ввиду - фотографии с обучения оставлять, как рабочие, как рекламу и пр. и не отправлять на выставку (и тут я имею ввиду не ученика, а преподавателя)
Я тоже за то, чтобы фотографии с МК оставались только фотографиями с МК и со стороны преподавателя, и со стороны ученика. Максимум - портфолио, но никак не на выставки.
П.С. я не знаю тонкостей конкретной ситуации, может и индивидуальный МК (хотя здесь это не озвучивалось), но суть от этого не меняется. Эта фотография уже не индивидуальна. Я увидела о чем речь и там действительно... один-в-один
Анна выше правильно написала, что вам действительно нужно самой определиться что можно, что нельзя, а что условно - и внести поправки в условия ваших МК.
Ну а с другой стороны... без подписанной бумаги с этими самыми условиями ни вам, ни вашему ученику никаких запретов никто выдвинуть не может на участие с одинаковыми кадрами в выставке. Но ситуация смешная получается, поэтому просто нужно вам двоим выяснить между собой кто считается полноправным автором )))
Ну или эту ситуацию уже отпустить, а к новым конкурсам и выставкам быть уже подготовленной в этом вопросе.
по факту, все мы знаем, сколько стоит организовать мало-мальски приличную творческую съемку. Поэтому многие фотографы идут на МК и воркшопы за "дорогими" кадрами. Но организатор МК (спикер, ведущий, не знаю, как правильно назвать) тоже получает эту съемку за счет средств участников, оплативших МК (все это учитывается в стоимость). Поэтому я за справедливость: либо и организатор, и участники могут участвовать в выставках, либо ни те, ни другие.
Это чистой воды теория. Если говорить о лично моем отношении к этому вопросу, то я бы не стала использовать фотографии с МК для выставок.
По поводу озвучивания происхождения снимка, это безусловно личное дело каждого. И не совести, а желания.
Тот кто пришел к Вам на МК это клиент, который платит деньги.
Вы же не предъявляете клиентам, которые, выкладывая Ваши работы в сеть, не подписывают фотографа.
Если хотите индивидуальный снимки, снимайте в одиночку. Или это накладно?
Для примера. Я была на МК по пошиву авторского мишки по выкройке, под руководством автора. Да, у меня есть теперь эта игрушка, да, я заплатила за нее, да, я сшила ее своими руками. Но на этом мои права на нее и заканчиваются. Она просто моя. Но я никогда не выставлю ее под своим авторством. И тем более, никогда не буду шить такую на продажу. В своих работах я просто теперь использую новые навыки, знания, умения, но я создаю свои образы, выкройки и прочее.
Взять из интернета картинку, перевести ее через стекло или еще как-то, дать разукрасить ребенку и отправить на детскую выставку юных художников... я думаю, все понимают, что это абсурд
И то, и то работает на привлечение клиента.
К тому же, одну и ту же сцену разные фотографы снимут по-разному. И дело не только в качестве техники, но и в качестве картинки и обработки.
Но фотограф, имхо, должен указать организатора МК, где были сняты кадры.
Сама работы с мк не выставляю, потому что полгорода фотографов посетивших мк валят фотки в ленту и клиент вообще перестает идентифицировать авторов. Тонкости кто лучше кто хуже разбирают только слабые конкуренты, и на выставке получается тоже самое... нет?
А что на выставку кроме работ с мк отнести нечего, у вас же не только с мк ваших работы, так? боитесь повторов принесите другие работы, а авторский стиль у учителя и учеников маловероятно перепутать.
То что ученики несут работы с мк не совсем этично, но денег они (мы) платим в том числе и за красивую картинку, которую хотят с этого мк принести.
Юля вы хорошо ,наверное, обучаете ,раз др фотографы повторили один в один,я всегда была убеждена что невозможно повторить точь-в -точь,ведь человеческий глаз уникален и по цветопередаче все видят по разному)
И неужели у фотографа-мастера нет других кадров, достойных участия в выставках,конкурсах и т.п кроме тех,которые были сделаны на средства участников МК?
Не думала никогда, что если запретить снимать на МК, то желающих поубавится, ноненс для меня
Кроме того,зачем мне такая реклама - фото, копирующее десятки других подражателей мастера)))
Может до сих пор верят, что это и так всем понятно должно быть, но чем дальше - тем больше и больше таких недопониманий.
Средствами учеников я назвала деньги, оплаченные за мастер -класс. В них включены расходы на проведение ,в том числе оплата студии, модели и т .д
Профессиональные модели работают за деньги . Бывает,что и за снимки.
Фотограф-организатор тратит своё время на работу, которую он выполняет ради получения прибыли.Свои знания он продаёт за деньги, стоимость мк зависит от опыта и репутации преподавателя.
Есть ученики, которые приходят и за тем, чтобы пополнить своё портфолио. Почему нет, если им это предложили ?
За что Вам меня жалко я не поняла, но всё равно спасибо.
Если в интернете выставлять фото с чужих МК - без проблем, но всегда обязательно подписывать, я считаю.
Без указания это неэтично, а для фотографа этика и понимание подобных моментов, связанных с настоящим авторством - это очень важно!
Выкладывать ли в портфолио, решать каждому. Тут коммерческая составляющая есть. Поэтому каждый решает сам.
Выставка - это творческое направление. Поэтому туда должны отправляться работы, сделанные самостоятельно.
Много выше написано о концепции, идеях и их воплощении на МК. Не всегда это заслуга фотографа. Оригинальных идей по пальцами пересчитать. Остальное копирка с зарубежных сайтов и т.п. А реализацией занимаются декоратор, стилист и т.п. Т.е. по факту работа фотографа - организационная. Свет, композиция и т.п. уходят на второй план. Прежде всего оформление, красивая картинка. Так почему такие кадры нельзя выставлять в портфолио (в контексте темы и на выставки)?
Другое дело, когда реально оригинальные идеи. Действительно видно, что фотограф - творец. И вот такие примеры - это действительно авторский взгляд, который принадлежит этому фотографу. Но таких, к сожалению мало. А цветы и свечи расставить ...
Вообще, мне кажется надо проще относится ко всему этому. У кого есть талант в фотографии, есть коммерческая жилка, тот с любым портфолио пробьется. Т.е. и в МК присутствует коммерческая составляющая, то всегда будет существовать спорный момент. Возможно надо заключать договор с участниками. Ведь это тоже клиенты, какие условия пропишешь, на таких и будет идти работа.
С точки зрения бизнеса, каждый работает как может. Один свадебный фотограф нашел первых клиентов, просто поснимав со стороны (не свои свадьбы) на Поклонной горе. И сейчас это топовый фотограф со своим стилем, прекрасным портфолио и т.п. Но тогда как-то надо было прорваться на свадебный рынок. У каждого свой путь.
Если же в целом вам все равно, то отпустите эту ситуацию. А на выставку даже забавно сходить))) 10 фото с одной моделью)))
съемку можно организовать почти бесплатно. практически любую. но не воркшоп. чисто для себя .я периодически этим занимаюсь. не смогла модель, да и бог с ней. другую найду. с воркшопом это не пройдет конечно.
Мне кажется, надо немного в другую сторону копнуть- а как вы сами относитесь к тому, что после ваших мк участники выставляют работы на выставках? И точно такой же вопрос я бы задала организаторам той выставки, о которой идет речь. У любых организаторов должна быть концепция проводимой выставки и как минимум правила участия, прописанные где-то в открытом доступе.
Спрашиваю это как организатор выставок, потому что мы тоже с этим столкнулись, когда отбирали работы на выставку - фотографы присылали работы с чужих мк. Так вот мы прописали в условиях участия, что на выставку принимаются работы, сделанные в рамках чужих мк и воркшопов с условием, что мк-дающий не против, чтобы именно эти работы были выставлены у нас в экспозиции, и просили письменное разрешение на это у мк-дающего. При этом общий уровень работ участника фотовыставки должен соответствовать техническому и художественному уровню кадра, снятому на мастер классе.
И я действительно общалась и с Ириной Недялковой, и со Светланой Стрижаковой, и получила согласие у них, правда, не на все работы, Света не даст соврать))))
Тут еще надо уточнить, что наши выставки направлены на коммерческое продвижение детских и семейных фотографов, то есть нашей целью является фактически презентовать самой выигрышной работой конкретного фотографа, чтобы зритель захотел сделать себе такие же фотографии и пришел в итоге на съемку к понравившемуся автору.
Если же у вас в городе выставка организуется как авторская выставка нескольких фотографов, тогда думаю надо разговаривать с организаторами и четко объяснять свою позицию по этому вопросу- или вы разрешаете это делать всем своим участникам, или как мы рассматриваете каждый конкретный кадр лично и даете или нет свое согласие. Может быть, об этом стоит заранее предупреждать всех участников мк и да, заключать договор хотя бы в простой форме.
Одним словом, вам важно самой определиться, какой линии придерживаться.
Мне, если честно, тоже не очень понятно зачем участвовать в выставках с фактически чужими работами, но если фотограф хочет выйти на рынок коммерческой фотографии, тогда наверное это допустимо, опять же, оговорюсь- с согласия мк-дающего.
Как краевед- краеведу- это видно))) И я как организатор обязана разбираться в той области, в которой я организатор!)) И кадры с чужих мк в портфолио как правило видны сразу среди самолично сделанных кадров. Так что организатор обязан отслеживать эти вопросы, мое мнение. Поэтому если вам важно как-то правильно решить этот вопрос, встречайтесь с организаторами и обсуждайте это, но надо иметь свое мнение, которе надо донести до организаторов и в том числе до участников вашего мк. По вашим вопросам и ответам я вижу что вы сами не знаете, какое принять пока решение, а вот как только определитесь, поймете как поступить) Потому что правды какой то одной нету, и надо просто договариваться об условиях.
а вот задам вопрос- а какая цель ваших мк, на которых все делают красивые кадры для портфолио? Тоесть есть ли четкая концепция таких мк? это же и к организаторам выставок относится) Определитесь с концепцией, и напишите это везде - у себя на сайте, доведите до сведения всех участников мк, сделайте им рассылку личную с четким описанием правил и встречайтесь с организаторами. Мне думается, так было бы верно.
Мы вот решили именно так и стараемся этого четко придерживаться)
Решайте, что Вам выгодно. С одной стороны - фотографии участников с подписью о мк - Вам реклама. С другой - это вопрос проф. этики, как и размещение фотографий в собственном порфтолио участника мк, так и участие с работами с мк в выставках, конкурсах и тп.. С конкурсами вообще можно договор (с участником мк) составить, что частью выигранной суммы с Вами обязаны поделиться )
Определитесь, что Вам нужно/выгодно и прописывайте в договоре с участника мк. Кстати, многие сейчас пишут запрет на проведение учениками собственных мк после посещения мк на какой то срок )
То есть мк- дающий, который дает все-все свои наработки и фишки и очень часто прямо пошаговую инструкцию- делайте так, так и так- должен понимать, что не у всех хватит таланта, ума и такта не просто скопировать эту последовательность действий, а переосмыслить и применить творчески и индивидуально! Именно поэтому такое огромное количество работ похожих, с узнаваемой обработкой, но все равно не то))) Или ты обучаешь по принципу - Делайте как я- получите тоже самое, или обучаешь творчески мыслить, опираясь на полученные знания.
Так что я бы не стала осуждать учеников, старательно копирующих учителя, они это делают скорее всего потому, что их так учили))) Так что ответственность по моему мнению несут обе стороны!)
И хорошо, что стали появляться такие темы, об этом надо говорить и было бы здорово выработать определенные правила, не морально- этические, а именно профессиональные, чтобы для новичков- а именно они как правило приходят обучаться и потом рекламируются с этими работами- было понятно как и что делать в профессии можно и нужно, а как не нужно делать, потому что это непрофессионально)
Ну вот какая радость будет у учителя,хоть кришнаита, хоть православного, который видит, что научил только копировать, а не создавать что-то новое?
С точки зрения бизнеса и этики - да - надо быть дальновидными и регламентировать, как я и написала выше.
А про МК тоже думаю, что обе стороны задействованы. Безусловно, опытные фотографы показывают фишки и часто дают пошаговую обработку, но они получают за это деньги. Часто немалые. Поэтому глупо думать, что ученики не будут этим всем пользоваться. Когда люди покупают в магазине зубную пасту, они пользуются именно ей, а не мешают дома потом в баночке похожий состав. Это закон рынка. Не так буквально все работает в фотобизнесе, конечно, но принципы те же. Фотограф продал свои знания. Ученик их купил и использует. Тут все честно. Думать и переосмыслять - это опять о высоком... Это дано не каждому....
И, кстати, копирование учителя - это только начало пути. Как по-другому учиться? Никак. Другое дело - куда это заведет ученика дальше. И заведет ли вообще)
Так же и с конкурсами фотографическими- должна быть концепция. Это кстати помогает тем, кто работы подает на конкурс- быть в тренде конкурса и иметь возможность в нем победить)
Надеюсь, Юля ответит, что за выставка то?)))
Больше фотографов, хороших и разных, а главное, профессиональных!)))
Полученную на твоих мк информацию можно использовать для того, чтоб сделать свои уникальные фотографии. Использовать то, что снято на воркшопе в качестве рекламы себя - это лень и нечестное отношение к тебе и клиентам :)
ведь зачастую этот момент выделен отдельно в программе
Так чем я обманываю себя, коллег и клиентов, если я, предположим, кладу это фото к себе в портфолио без отсылки на МК?
У меня особенное отношение к фотографиям с МК. Сейчас я все снимаю на телефон, когда мне надо что-то особенное отложить в голове. Но вот если ситуацию, которую я описала выше рассмотреть?
шучу )
офф
но вот право - Мастера (хорошо, что не Боги), авторские фотографии, уникальные фотографии, люди, вы о чем? спуститесь на землю, творцы )) берите голые факты и все встанет на свои места )
делал это исключительно чтобы написать отзыв об МК
не вижу смысла пополнять портфолио данным образом
для меня МК - способ получить знания
делаю там есколько кадров, чтобы потом дома разобраться, обмозговать полученные знания, так сказать
что касается могут ли это делать другие, то тут у меня однозначное мнение
могут, если это не запрещено договором с тем, кто дает МК и тем, кто на МК ходит
написать, что фото получено на МК - вопрос проф.этики
я не пройду никогда мимо, чтобы не прокомментировать фото с МК не подписанное :-)
вот такая я вредина
но по сути не обязаны фотографы это делать, если данное не прописано в договоре
поэтому те, кто дают МК, если их волнует этот момент, должны подписывать договора
тогда этот вопрос даже не возникнет
Так что, хочешь справедливости и ответственности - начинай с себя. Но в нашей стране это очень не бюджетно делать)
Только не понимаю почему нельзя подписать бумажку. Конечно для суда она потом не подойдёт, но хоть дисциплинирует чуть. А то клиент видит в портфолио супер фотографии, приходит фотографироваться. А получает несколько иное.. ;)
А что такое легальный бизнес? В смысле налоговой или лицензии на обучение..
Легальный бизнес - как минимум ИП и отчисление в пенсионный и налоговую. При обучении - патенты на программу, разрешение на обучение и пр. Просто логичным следствием использования работ, когда фотограф чуток "подрастет" - будет продажа обучения, естественного не без элементов Юлиной программы, например. Но это если шагать уже значительно дальше, но всегда расстраивает фотографов
это и не плохо, раз есть спрос.
Чтобы не выкладывали надо чтобы МК давали люди, оформленные соответствующим образом, оформляли договор, где было бы указано, что материал с мк нельзя использоваться в личном портфолио. а так.. люди заплатили деньги, сняли своим фотоаппаратом , своими руками, все логично.
отправлять на выставку работы с мк (еще и поинтересовавшись у проводившего мк) - верх гениальности. я думаю этим людям все равно на дальнейшую карьеру, и тот факт, что клонов будет половина)